1 2 3 4 5
Техобзор.ру
Учимся фотографировать
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОТОГРАФИИ

    За полуторавековую историю фотография развилась очень сильно, пережив несколько технических революций.

    Но если абстрагироваться от технических особенностей того или иного фотографического оборудования, то можно увидеть, что сущность процесса принципиально не изменилась, несмотря на все усовершенствования, внедрение автоматики и даже применение других физических основ материализации изображения (ПЗС-матрица).

    Если знаешь, как и по каким законам (которые остаются неизменными десятки лет) работает фотоаппаратура, можно снимать любой фотокамерой, будь то старая «Лейка» или «ФЭД» или современная цифровая камера. Технические особенности аппаратуры можно узнать и в инструкции по эксплуатации, и в многочисленной литературе, и непосредственно у производителей. Но нужно помнить, что все нововведения — это лишь усовершенствование и автоматизация тех процессов, которые сто лет назад делались вручную на примитивном оборудовании. Процесс фотосъемки, по существу, остался неизменным: объектив проецирует в фотоаппарате оптическое изображение снимаемого объекта, которое запечатлевается на светочувствительной пленке или ПЗС-матрице, при этом количество света, попавшее на светочувствительный слой, строго дозируется при помощи диафрагмы и затвора. А теперь поговорим об этом подробнее.

  • ВОСПРИЯТИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

    Долгое время законы композиции считались чем-то абстрактным, выведенным из жизни, часто надуманным. Споры о том, надо ли соблюдать законы композиции при фотосъемке или можно обойтись и без них, продолжаются до сих пор. Однако наука не стоит на месте: выясняется, что практически все (!) законы композиции обусловлены физиологическими особенностями нашего зрения и дальнейшей обработкой информации на уровне мозга.

    Один из научных центров, работающих над этой проблемой — Лаборатория физиологии зрения Института физиологии им. академика И. П. Павлова в Санкт-Петербурге.

  • СВЕТ И ОСВЕЩЕНИЕ

    Свет по своей природе значительно более сложен и изменчив, чем кажется на первый взгляд. Наши глаза и мозг сообща стремятся приспособить, скорректировать, отвергнуть или проигнорировать многие особенности освещения. А фотоаппарат, напротив, регистрирует все точно. Полученное с его помощью изображение определяется физической природой света, его характеристикой, а не нашим восприятием.

    Основным свойством света выступает его сила или яркость освещенной поверхности, которые при наличии соответствующего опыта и навыков можно оценивать глазом. Многие опытные фотографы делают это с большой точностью, и лишь в условиях искусственного освещений такое практически невозможно — из-за физиологических особенностей зрения, о которых говорилось выше.

    Абсолютная темнота, с точки зрения фотографии, это полное отсутствие видимого света — в этих условиях светочувствительный слой не экспонируется.

    Абсолютного света не существует. Им может быть только блеск самой яркой звезды или вспышка ядерного взрыва.

    Сильное влияние оказывает также относительная освещенность в условиях недостатка света. Особенно это касается цветной фотосъемки. Хотя визуально в тени цвет выгладит менее ярким, чем тот же цвет при солнечном освещении, но на фотографии для обоих случаев в отдельности можно добиться одинаковой цветовой насыщенности. Причиной того, что многие цвета в пасмурные дни выглядят менее яркими, является поверхностное отражение, а не уровень освещения. Облачное небо отражается, а полностью рассеянный свет дает полностью рассеянный блеск. Прямые солнечные лучи не вызывают блеска в большом диапазоне углов падения и не образуют ослепительного яркого пятна, если смотреть на поверхность «против света».

  • ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА СНИМКА

    Когда вы снимаете сюжет на однородном нейтральном фоне, то основным элементом в кадре является объект съемки. Если же фоном служат какие-либо предметы или они находятся в какой-то связи с объектами съемки, то для успеха в создании образа важны их выразительные и символические свойства. Давайте посмотрим, как одежда или предметы влияют на образ фотомодели.

    Каждый из вас, наверное, обращал внимание на то, как меняется человек, когда надевает форму, например, военную или милицейскую. А что он, собственно, сделал? Только надел форму.

    А теперь этот же человек надевает спортивную ультрамодную форму, берет в руки теннисную ракетку… Это уже другой человек. Он не только сам меняется внешне и немного внутренне, но меняется и отношение к нему окружающих. А что он сделал? Он только сменил одежду и взял в руки ракетку. Форма помогает ему войти в некую роль, формально приобщиться к конкретному социальному статусу.

    Влияние формы одежды на модель

    Наконец, человек облачается в деловой костюм, надевает клубный галстук, длинное черное пальто… Отношение к нему снова меняется, и внутренне меняется он сам. Всякая форма есть выражение какого-либо содержания.

    Многие предметы являются атрибутами, необходимыми или символичными для того или иного вида человеческой деятельности. Именно с ней они ассоциируются. Если человек надевает вещь или берет в руки предмет, он начинает ассоциировать себя с представителем той или иной профессии или приобретает определенные черты поведения.

    Эти предметы можно перечислять бесконечно: автомобильное колесо, ружье, стиральная доска, старинный самовар, распахнутая форточка, пустые бутылки, шприц, своеобразный интерьер…

    Ничто в этой жизни не бывает нейтральным, лишенным смысла, значения. Все каким-либо образом связано с чем-либо еще. Причем эта взаимосвязь может быть понятной как для всего общества, человечества, так и для небольшой группы людей, объединенной какими-то интимными, деловыми или межличностными связями. Поэтому любую вещь можно рассматривать не только как иллюстрацию некоторых физических принципов и бытовых удобств, но и как более высокую категорию, как символ или, иными словами, образ.

    Ярким примером этого у русских фотографов является так называемый «эффект березки». Это дерево в силу своей феноменальной символической нагрузки делает красавицей абсолютно любую модель, прислонившуюся к ней, независимо от ее внешних данных. В Греции и некоторых африканских странах для этой же цели служит высокий стройный кувшин на голове. В Молдавии — виноградная лоза с созревшими плодами. Список можно продолжить.

    «Эффект березки»

  • ПОЗЫ И ЖЕСТЫ В ФОТОГРАФИИ

    Как формируется в фотографии образ человека, состоящего из души и плоти?

    Сначала — это контурная форма, силуэтное очертание. Затем — наполнение контура подробностями, цветом и светотенями, фактурой, колоритом.

    И вершина — придание образу психологизма, показ внутренней сущности модели. Недаром фотографы любят снимать актеров, которые, может, и не обладают внешними природными данными фотомодели, но на снимках поражают своей выразительностью, идущей от внутреннего состояния. Прекрасное не может быть бессмысленным.

  • СЕКРЕТЫ ФОТОСЪЕМКИ

    Как и в любом деле, в фотографии есть свои маленькие секреты, которые иногда решают судьбу фотосъемки и которыми нельзя пренебрегать. А знают их обычно только мастера…

    При всех съемках с медленными, кратковременными и длительными выдержками со штатива обязательно применяйте спусковой тросик, предохраняющий аппарат от сотрясения.

    В случае использования больших выдержек необходимо научиться отсчитывать секунды про себя. Для этого нужно считать, проговаривая про себя: «двадцать один», «двадцать два», «двадцать три», и так далее. Перед этим при помощи секундомера установить и запомнить темп, чтобы каждая фраза укладывалась в одну секунду.

    На черно-белой пленке яркость цветов усиливается.

    Синий цвет обладает удивительной способностью смягчать любое авангардное и излишне броское решение в костюме, придавая ему характер классического, делового.

    Чтобы на снимке фон получился нерезким, не отвлекал внимания от снимаемого объекта, минимальное расстояние до него должно быть не меньше полутора метра.

    При съемке на природе нужно избегать фона ярко-зеленых лужаек, не стоит надевать ярко-зеленую одежду, так как лицо модели может приобрести такой же оттенок.

    Холодные цвета действуют по контрасту гораздо сильнее, чем теплые.

    Лицо у модели в зеленом платье будет выглядеть более красным, чем есть на самом деле. В красном платье, наоборот, на лице возможен зеленоватый оттенок.

    Снимаясь на цветную пленку, нельзя смешивать искусственное и естественное освещение (свет фотовспышки имеет спектр естественного освещения), так как на будущем снимке невозможно предугадать цвет лица, макияжа и одежды, они могут смешаться.

    При съемке на черно-белую пленку модели с крупными чертами лица и темными волосами лучше предпочесть темную одежду. Для блондинок желательна одна деталь белого цвета на темной одежде, для шатенок — наоборот.

    Для того чтобы получить более живые снимки любого официального мероприятие достаточно поставить присутствующих в нестандартную ситуацию или попросить их сделать что-либо, не стыкующееся с происходящим.

    Вечерний свет окрашивает все вокруг в более теплые красно-коричневые тона.

    Лучший контраст светотеней при съемке на улице для средних широт через час после восхода солнца.

    Если солнце или искусственный источник света находятся впереди аппарата и не закрыты объектом съемки необходимо на пути лучей вне поля зрения объектива поместить прикрытие из подручных средств (книга, газета, головной убор…) таким образом, чтобы передняя линза объектива оказалась в его тени.

    Во время съемки большой группы людей, за исключением протокольной модели, лучше «разбить» на несколько групп и связать между собой при помощи взглядов или жестов, можно их расположить вокруг какой-либо центральной фигуры или предмета.

    При съемке с близкого расстояния со вспышкой часто вместо лица модели получается белый «блин». Чтобы этого избежать, лампу вспышки можно прикрыть кусочком марли или кальки.

    Простая фиксация действительности фотоаппаратом в подавляющем случае неинтересна. Чтобы выразить точку зрения фотографа на модель надо сконцентрировать внимание зрителя на снимке либо на какой-нибудь детали, предмету либо на детали внешности модели, на ее эмоциях.

    Мелкие полоски, штрихи, детали различных цветов в одежде или фоне с определенного расстояния кажутся нашему глазу однотонными с окружающими их текстурами, различные цвета сливаются в один цвет. Однако на фотопленку этот эффект не действует, и она фиксирует все буквально.

    При съемке надо учитывать, что обнаженное тело модели при освещении теплыми тонами на ярких участках будет окрашено теплыми тонами, а полутона (тени) станут контрастными и холодными. При освещении тела источником холодного света возникает прямо противоположный эффект.

    Наводку на резкость при съемке в условиях недостаточной освещенности можно облегчить, применив лазерную указку.

    При необходимости сфотографировать небольшое помещение, в котором никак нельзя найти точку съемки, охватывающую все снимаемые объекты, можно использовать зеркало. Оно должно быть без дефектов, чтобы видимое в нем изображение не искажалось. Его устанавливают в любой подходящей точке комнаты и снимают отражение, особенно тщательно проверив наводку на резкость. Зеркало можно установить даже на потолке и производить, таким образом, съемки «с верхней точки». Правда, на снимке получается зеркальное изображение объекта: предметы, расположенные в натуре справа, на снимке получатся с левой стороны. Но это существенно лишь при контактной печати. Чтобы избавиться от зеркальности изображения при увеличениях, нужно лишь положить негатив в рамку увеличителя обратной стороной.

    Следите, чтобы главный объект съемки не сливался с фоном.

    При съемке портрета резкость наводится по глазам модели. В крайнем случае можно сфокусировать объектив на верхней пуговице воротника, которая чаще всего совпадает с плоскостью глаз.

    Если вы собираетесь отснять очень много материала за короткое время, то достаньте из картонной упаковки коробочки с неэкспонированными пленками и поместите их в легкодоступное место.

    Держите экспонированные и неэкспонированные пленки в разных местах.

    Отсняв пленку, тотчас перемотайте ее в кассету. Тогда при случайном открытии крышки фотоаппарата пленка не будет засвечена. Убедитесь в том, что пленка полностью втянута в кассету, иначе экспонированную пленку можно перепутать с неэкспонированной и попытаться снова зарядить ее в фотоаппарат.

    Если освещенность, создаваемая вспышкой, равна освещенности, создаваемой солнцем, то результатом будет неестественное освещение. Если же освещенность за счет вспышки меньше освещенности, создаваемой солнцем, то изображение получится более естественным.

    Эффект визуальной объемности на фотографиях большого формата можно достичь за счет так называемого эффекта пограничного контраста. Он возникает на границе двух смежных цветовых тонов или различных по светлоте черно-белых полос при условии большой площади взаимного контакта. Четко выраженный цвет при эффекте пограничного контраста усиливает свою насыщенность.

    Бледно-голубые вещи на снимках могут выглядеть белыми.

    Желтый и зеленый цвета могут отбрасывать отблеск на лицо, придавая ему нездоровый оттенок.

    Для съемки детей светильники можно вмонтировать в игрушку, свисающую с потолка или укрепленную в стене. Такое освещение не пугает ребенка. К камере или штативу прикрепляют большой овальный диск из тонкого, прозрачного плексигласа с рисунком птицы, животного и т. д. Благодаря такому приспособлению ребенок не обращает внимания на камеру.

    Красный и оранжевый цвета на снимках могут «растекаться» за пределы контура, их содержащего.

    Попробуйте отыскать естественное обрамление для кадра, которое придаст снимку пространственную глубину и поможет взгляду сконцентрироваться на основном объекте съемки.

    Необходимо особенно обращать внимание на то, чтобы части одежды, обувь, головные уборы не сливались по своему цвету с фоном.

    Предмет, окрашенный в темный, тусклый цвет, выглядит гораздо меньше, чем яркий при тех же геометрических размерах.

    Чаще всего какая-то часть облачного неба светлее других. При этом лучше всего расположить фотографируемого человека по преобладающему направлению рассеянного света, напротив наиболее светлого участка неба. Тогда в портрете будут лучше переданы объемы лица и выражение глаз.

    Яркие цвета одежды являются центром композиции и формируют восприятие снимка, отодвигая все остальное на второй план.

    При съемке летом фотосъемку лучше производить в утренние часы или в послеполуденное время, когда солнце уже не над головой и тени подчеркивают объемность предметов. Ранним утром и в послеобеденное время цветовая гамма солнечного света смещена в сторону теплых тонов.

    При съемке растений, насекомых и мелких животных в условиях природы можно использовать удобные самодельные отражатели из пластин белого пенополиуретана, кусков белой простыни и других белых материалов.

    Для подсветки растений и насекомых при макросъемке можно использовать зеркальце.

    Дли удаления явных недостатков на лице человека, таких как морщины, пятна, следы шрамов, в портретной съемке используются рассеивающие или диффузные светофильтры. Кроме того, они создают эффект слабого свечения кожи человека.

    При съемке сюжета, включающего большой участок синего неба, водной поверхности с отражением света солнца, бликов на стекле используется поляризационный светофильтр. Это помогает существенно уменьшить яркость бликов и сделать более насыщенными краски, чтобы придать снимку большую драматичность.

    Для съемки ночью или ярких бликов применяются «звездные» светофильтры, они формируют вокруг точечных источников света от 2 до 16 лучей. Для создания радужного ореола вокруг точечного источника света применяют дифракционный светофильтр.

    Чтобы максимально затемнить голубое небо, снимать надо при боковом освещении солнца.

    При фотосъемке объектов на фоне грязного снега не приближайтесь к объекту съемки очень близко, иначе грязный снег станет слишком заметным на готовой фотографии.

    Чтобы убрать излишнюю синеву из кадра во время съемки в горах, где много ультрафиолетового освещения, используется ультрафиолетовый светофильтр.

    Движение живого объекта можно разложить на ряд фаз, непрерывно сменяющих друг друга. В одной фазе движение замирает, в другой являются максимальными по скорости. Их надо уловить и использовать в соответствии с замыслом фотосъемки.

  • МЕТОДЫ ФОТОСЪЕМКИ

    При фотосъемке для получения высокохудожественных снимков применяются различные методы. Невозможно предугадать все жизненные ситуации, в которых приходится фотографировать: это и торжественные мероприятия, и семейная фотосъемка, и путешествия, и спорт, не говори уже о бесконечном разнообразии объектов съемки: и люди, и животные, и предметы, и интерьеры, и ландшафты…

  • Введение в цифровую фотографию
  • Экспозиция и фокусировка
  • Композиция кадра
  • Секреты съемки
  • Работа в Photoshop Elements
  • Творчество в Photoshop Elements
  • Печать фотографий
  • Web-фото

 
  При копировании материалов - ссылка на ресурс обязательна!