1 2 3 4 5
Техобзор.ру
ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ
Учимся фотографировать - СВЕТ И ОСВЕЩЕНИЕ

Его визуальное восприятие с точки зрения фотографии вызывает множество проблем, о которых надо знать и уметь их решать.

Как уже говорилось, глаз человека адаптируется к уровню освещения.

Его визуальное восприятие с точки зрения фотографии вызывает множество проблем, о которых надо знать и уметь их решать.

Как уже говорилось, глаз человека адаптируется к уровню освещения. Когда вы входите из темноты в хорошо освещенное электричеством помещение, вам кажется, что в нем светло, как днем. Однако в действительности освещенность в этом помещении в несколько тысяч раз (!) слабее, чем в солнечный день под открытым небом. Для того чтобы в небольшом помещении площадью 40 квадратных метров и высотой 4,5 метра создать такую же освещенность, как в полдень под непосредственными лучами открытого солнца, понадобилось бы 12 500 электроламп по 100 ватт каждая. Все четыре стены и потолок помещения были бы сплошь усеяны электрическими лампами, отстоящими одна от другой на ширину спичечной коробки.

Потолок, освещенный большим количеством люминесцентных ламп, кажется очень светлым. Но если вынести люминесцентные лампы на солнечный свет, то с трудом можно будет определить, включены они или нет. Никогда не пытайтесь оценить освещенность в помещении на глаз.

Поэтому экспозиция при искусственном освещении возрастает в сотни раз по сравнению с естественным освещением, и при фотографировании обычно используются более мощные электролампы, чем для нормальных осветительных целей.

Цвет и непрерывность искусственного света также невозможно определить на глаз. То, что мы видим непрерывный свет, обусловлено особенностями нашего зрении. В нем могут быть скрыты разрывы непрерывности — моменты темноты. Например, та же люминесцентная лампа мерцает с частотой электросети (50–60 Гц). Световой импульс от лампы-вспышки кажется мгновенным, однако он продолжается а течение сравнительно длительного времени. Яркий пример — съемка экрана телевизора. Мы видим на нем непрерывное изображение, которое на самом деле меняется двадцать пять раз в секунду. Поэтому при съемке необходимо использовать выдержки длиннее 1/30 секунды, иначе на экране на снимке получаются полосы развертки.

При работе с искусственным освещением следует различать яркость источника света и освещенность объекта фотографирования.

Освещенность предмета съемки прямо пропорциональна яркости источника света: если яркость света увеличить в 2 раза, то и освещенность предмета увеличится вдвое (при одном и том же расстоянии между источником света и объектом). При искусственном освещении объектов съемки освещенность в значительной мере зависит от расстояния между источником света и предметом съемки.

С другой стороны, освещенность предмета зависит от расстояния между объектом съемки и источником освещения. Это формулируется так: относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния.

На практике закон обратных квадратов означает следующее:

— при увеличении расстояния в два раза между объектом съемки и источником освещения, освещенность уменьшается в четыре раза;

— при увеличении расстояния в три раза между объектом съемки и источником освещения освещенность уменьшается в девять раз;

— при уменьшении расстояния в два раза между объектом съемки и источником освещения, освещенность возрастает в четыре раза.

Так, освещенность объекта лампой в 1000 ватт, которая находится вдалеке от него, может быть равной освещенности объекта лампой в 25 ватт, которая находится возле него.

 

 
  При копировании материалов - ссылка на ресурс обязательна!